Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента

Повышение учебной активности студентов

В начале ноября 2015 года на кафедре «Прикладная социология» завершился I этап инициативного педагогического эксперимента по повышению познавательной активности и результатов учебной деятельности студентов.

Студенты четырех учебных групп (П2-1, П2-2, П3-2, Соц4-3) совместно с доцентом кафедры «Прикладная социология», кандидатом социологических наук, доцентом Назаренко С.В. при изучении учебных дисциплин выполняли индивидуальные тематические задания.

По выбору студента на семинарских занятиях результаты представлялись в форме выступления с использованием заблаговременно самостоятельно подготовленных презентации или эссе (мини-реферат). Своими выступлениями студенты нередко инициировали интересные дискуссии внутри учебных групп.

Итоги промежуточной аттестации (за сентябрь-октябрь 2015 года) по изучаемым учебным дисциплинам свидетельствуют о сформировавшейся устойчивой тенденции роста познавательной активности. Так, 20 баллов получили:

    • 59% студентов учебной группы П2-1, изучающих учебную дисциплину «Социология»;
    • 53% студентов учебной группы П2-2, изучающих учебную дисциплину «Социология»;
    • 81% студентов учебной группы П3-2, изучающих учебную дисциплину «Социология общественных связей»;
    • 63% студентов учебной группы Соц4-3 изучающих учебную дисциплину «Экономическая социология».

Баллы студентам дифференцированно выставлялись за достигнутый ими результат.

Синергетический эффект учебной деятельности студентов группы материализован в:

  • а) коллективном конспекте студента по изучаемой дисциплине;
  • б) коллективной презентации по наиболее интересным проблемным вопросам в рамках тематического направления учебной дисциплины.

Так, подготовлены:

  1. Студентами учебной группы П2-1 при изучении учебной дисциплины «Социология»:
  2. Студентами учебной группы П2-2 при изучении учебной дисциплины «Социология» :
  3. Студентами учебной группы П3-2 при изучении учебной дисциплины «Социология общественных связей»:
  4. Студентами учебной группы Соц4-3 при изучении учебной дисциплины «Экономическая социология»:

Сравнительный анализ результатов учебной деятельности участвующих в инициативном педагогическом эксперименте студентов из 2, 3 и 4 курса позволил выявить тенденции:

  • если для студентов младшего курса более предпочтительно свои выступления на семинарских занятиях выстраивать на основе заранее подготовленных презентациях, то для студентов старшего курса – на основе заранее подготовленных эссе (в форме мини-реферата);
  • если студент максимально самостоятельно выполнял тематическое индивидуальное задание, как форме презентации, так и в форме эссе (мини-реферата), то оно преимущественно исполнено в описательном контексте, но, если студент максимально заимствовал материал из различных источников, то его выполненное задание исполнено в аналитическом контексте;
  • если студент преимущественно отлично и хорошо успевающий по другим учебным дисциплинам при выполнении индивидуальных тематических заданий не допускал или минимально допускал некорректное заимствование материала, то студент преимущественно хорошо и удовлетворительно успевающий по другим учебным дисциплинам допускал некорректное заимствование материала из других источников;
  • если студент преимущественно не успевал по другим учебным дисциплинам, то он не смог стать успевающим (по различным причинам) по изучаемой социологической учебной дисциплине.

В связи с этим развивая у студентов не только познавательную, но и аналитическую активность в учебной деятельности целесообразно:

1. Преподавателю при начислении баллов за исполненное индивидуальное тематическое задание учитывать два фактора: первый – качество (задание выполнено согласно рекомендованной структуры или в произвольной форме); второй – своевременность (задание выполнено к семинарскому занятию или после него, то есть своевременно или несвоевременно). Начислять баллы студенту по изучаемой теме учебной дисциплины за подготовленное индивидуальное тематическое задание согласно методики (maxn баллов, min – 0,25*n балла). 0 баллов выставляется студенту проигнорировавшему выполнение индивидуального тематического задания.

 

Структура задания

Задание подготовлено

после семинара

к семинару

соблюдена

0,5*n баллов

n баллов

не соблюдена

0,25*n баллов

0,5*n баллов

 

n баллов рассчитывается по формулам:

а)   t баллов =  (m баллов) / k 

  • t – количество зарабатываемых баллов студентом по одной теме учебной дисциплины
  • m – максимальное количество зарабатываемых 20 баллов студентом за период аттестации посредством выполнения тематических индивидуальных заданий
  • k – количество учебных тем по учебной дисциплине за период аттестации

в)   t баллов = 0,6 * t (за презентацию) + 0,4 * t (за эссе)

  • t – количество зарабатываемых баллов студентом по одной теме учебной дисциплины
  • n баллов = 0,6 * t  – количество зарабатываемых баллов студентом за исполненное тематическое задание в форме презентации
  • n баллов = 0,4 * t  – количество зарабатываемых баллов студентом за исполненное тематическое задание как эссе в форме мини-реферата

К примеру:

За отчетный период студенты изучают 4 темы (20 баллов).

За одну тему студент имеет возможность заработать до 5 баллов. Из них:

  • до 3 баллов – за презентацию
  • до 2 баллов – за эссе (в форме мини-реферата)
  • до 1 балла – за посещение семинарских занятий (2 занятия по 0,5 баллов)

Если суммарное расчетное количество баллов превышает 20 баллов, то студент имеет право претендовать на поощрение от преподавателя, в виде «зачет автоматом» и пр.

2. Студенту, подготавливая тематическое индивидуальное задание, конструировать его по следующей структуре:

а) структура презентации (15 слайдов):

  1. Титульный слайд: тема презентации; учебная дисциплина; фамилия, имя, отчество; учебная группа; логотип университета, картинка по теме презентации.
  2. План презентации: содержание (структура).
  3. Определение объектно-предметной области темы презентации как социального явления или социального процесса.
  4. История социологического изучения объектно-предметной области темы презентации: Кто? Когда? В каких трудах?
  5. Сущность объектно-предметной области темы презентации.
  6. Содержание объектно-предметной области темы презентации.
  7. Форма или типы или виды (по различным основаниям) объектно-предметной области темы презентации.
  8. Структура объектно-предметной области темы презентации.
  9. Функции объектно-предметной области темы презентации.
  10. Результаты социологического изучения объектно-предметной области темы презентации (по материалам социологических организаций: ВЦИОМ, РОМИР, ФОМ и др.): таблица и/или диаграмма; пояснение.
  11. Результаты социологического изучения объектно-предметной области темы презентации (по материалам социологов-исследователей, диссертаций, монографий): таблица и/или диаграмма; пояснение.
  12. Результаты социологического изучения объектно-предметной области темы презентации (по любым материалам из СМИ): таблица и/или диаграмма; пояснение.
  13. Выводы: 3-4 умозаключения.
  14. Литература: список использованной литературы (источников); список рекомендованной литературы (5-7 монографий, учебников, учебных пособий по теме).
  15. Заключительный слайд: «спасибо за внимание»; картинка по теме презентации

б) структура эссе в форме мини-реферата объемом 6000 – 8000 знаков с пробелами (1-2 страницы): шрифт Times New Roman – 10; межстрочный интервал – одинарный:

  • до 10% – наиболее интересные моменты биографии теоретиков (ученых) осуществивших социологическое изучение объектно-предметной области темы эссе;
  • не менее 70% – основные теоретические разработки объектно-предметной области темы выбранного задания: сущность, содержание, форма (типы или виды по различным основаниям), структура и функции, а также результаты социологического изучения (по материалам: а) социологических организаций: ВЦИОМ, ФОМ, РОМИР и др.; б) социологов-исследователей, диссертаций, монографий; в) любым материалам из СМИ) в таблицах и/или диаграммах с кратким пояснением;
  • до 10% – значимость теории (идей ученых) в современной социально-экономической или социально-политической или социокультурной реальности;
  • до 5% – наиболее значимые публикации (список из 5-7 научных трудов) по теме;
  • до 5% – вывод по теме, авторское отношение.

На II этапе (ноябрь-декабрь 2015 г.) инициативного педагогического эксперимента по повышению познавательной активности и результатов учебной деятельности студентов учебных групп П2-1, П2-2, П3-2, Соц4-3 данная методика апробируется.

  • Доцент кафедры «Прикладная социология»
  • Назаренко Сергей Владимирович,
  • кандидат социологических наук, доцент